Софтом, или программным обеспечением, сегодня так или иначе пользуется каждый юзер – ведь без него ваш компьютер был бы всего лишь импотентной грудой железа и пластмассы. Более того, спрос на качественное ПО растет с каждым годом – об этом свидетельствует динамика поисковых запросов за последнее пятилетие (к примеру, поисковой запрос «скачать скайп бесплатно» вырос почти на 150% всего за последние три года – это фантастический результат). Однако отношение юзеров к софту остается сугубо пользовательским – если практически каждый едок знает, из чего и каким образом пекут хлеб, то вот каким образом создаются компьютерные программы – не имеет понятия практически никто.

Поговорим же о самой первой фазе в создании софта – об анализе требований. Роберт Гласс в своей книге «Факты и гипотезы инженерии программного обеспечения» говорит: «Неполные требования – самая сложноисправимая ошибка в разработке ПО». Действительно, так оно и есть, поэтому создание любого софта начинается именно с анализа требований и их описания. Наибольшее количество проблем при создании ПО возникает именно из-за плохо документированных, не полностью описанных, по-разному интерпретируемых и меняющихся по ходу проектирования и программирования требований. Очень важно понять, что эти требования необходимо последовательно анализировать на нескольких уровнях – от визии и бизнес-целей до сценария конечного пользователя и описания функций реализации. Грубо говоря, необходимо продумать даже то, чтобы если ваш юзер захочет, допустим, скачать оперу, то он не искал какой-нибудь другой браузер например Google Chrome. Все необходимо продумать зарание, чтобы потом не переделывать.

О качестве анализа требований зачастую можно судить на основании инструкций, подготовленных для пользователя. Если там описываются только всевозможные окошки и кнопочки, но совершенно непонятно, как выполнить цепочку действий, позволяющую достичь нужного результата – то это яркий индикатор того, что анализ производился только на уровне реализации, без учета сценариев пользования.

Помимо этого, необходимо понимать, что самая первая фаза очень сильно зависит и от того, насколько вовлечены в проект заказчики и конечные пользователи. Поэтому для анализа используются самые различные методы – от обыкновенного мозгового штурма вплоть до интервью, опросов и фокус-групп.

RSS комментарии к этой записи

Ранее | Позже